Члены обществ

При них была организована воскресная этическая школа, в которой занимались дети от 6 до 14 лет. Они посещали музеи и театры, ходили на прогулки, приобщались к чтению. Главная задача школы заключалась в том, чтобы привить детям основные этические нормы, иначе говоря, воспитать подрастающее поколение рабочего класса в духе, угодном господствующему классу, привить ему буржуазные нормы морали, буржуазные этические и эстетические идеалы.

Члены обществ (в основном преподаватели Оксфорда) на лекциях и чтениях, проводившихся в рабочих районах, усиленно проповедовали тезис о том, что корень всех зол лежит не в классовой природе общества, а в моральном несовершенстве самого человека и, следовательно, задача заключается не в том, чтобы изменить существующую социальную систему, а в том, чтобы добиваться морального совершенства самого человека. Сея, в массах иллюзии о возможности разрешения социальных противоречий путем повышения нравственности, а не посредством классовой борьбы, они затрудняли проникновение в эту среду социалистических идей.

Вот почему разработка вопросов этики на страницах социалистической печати была столь важна и злободневна в создавшихся условиях. В отличие от буржуазно-либеральных деятелей этического движения, отстаивающих единую, абстрактную общечеловеческую мораль, Бакс показывает, что на протяжении всей истории человечества существовало две морали—мораль рабов и мораль рабовладельцев, мораль крестьян и мораль феодалов, мораль пролетариата и мораль буржуазии. Новая социалистическая мораль — это мораль рабочего класса в новом социалистическом обществе.

Эта новая мораль отличается духом коллективизма. «С возникновением новой экономической эры общественного производства ради общественного блага возникает также и новая этика, этика, чьим идеалом является не личная святость, а идеал общественного счастья, для которой совершенство личного подчинено совершенству общественного». «Высшее выражение социалистической морали, социалистической религии — это, конечно, готовность пожертвовать всем, даже самой жизнью ради дела». Далее Бакс проводит очень глубокий, подлинно диалектический анализ соотношения между этическими нормами.