литературного журнализма

Начало ученого и литературного журнализма также относится к эпохе Реформации, но вскоре потом немецкая ученость превратилась совершенно в стоячее болото, так что и в журнальном деле, как во многих других отношениях, была способна только подражать заграничным примерам. Во Франции появился первый ученый журнал, Journal des Savants (1665 г.).

По его образцу лейпцигские профессора, имея во главе Отто Менкена, основали в 1683 г. «Acta Eruditorum»; но этот ученый журнал занимался только завиванием ученых париков и писался на латинском языке, следовательно мог быть годен исключительно только для ученых. Совершенно иное значение имел для национальной культуры журнал Христиана Томазия : «Ежемесячные беседы, в которых излагаются шутливые и серьезные, разумные и простоватые мысли о всякого рода веселых и полезных книгах и вопросах». Этот журнал начал выходить в 1688 г. О Христиане Томазии мы еще будем говорить в других местах. Он был истинный основатель немецкой литературной журналистики.

Особенно беспощадно нападал он на ученый педантизм своего времени и в третьем выпуске своего издания поместил превосходную сатиру на четыре факультета, в которой он иронически объяснял, почему он не теолог, не юрист, не медик и не философ. Эта сатира наделала много шуму.

По этому поводу собрался совет Галльского университета и постановил: так как четыре факультета были основаны и возлюблены высокими предками Его Курфюршеской Светлости, то этот пасквиль есть осмеяние курфюршеских предков, а следовательно и самого курфюрста, и потому Томазий должен быть призван к суду как оскорбитель Величества и бунтовщик. Это университетское постановление не имело последствий, но, по моему мнению, заслуживает внимания, потому что превосходно характеризует немецких ученых того времени.