О распространении

О распространении атеистических настроений в массе трудящихся свидетельствовала и история неоднократного избрания атеиста Ч. Брэдло в парламент, причем с каждым годом количество подаваемых за «его голосов неизменно возрастало. Однако нельзя было забывать, что Англия являлась страной «тысячи церквей» и религиозные верования пустили достаточно сильные корни в среде рабочего класса и особенно среди лидеров тред-юнионов. Часто, получив религиозное воспитание в семье ил и в воскресной школе, где обучение сочеталось с чтением библии, английский рабочий, став взрослым и проникнувшись верой в социализм, находил в нем воплощение христианских заповедей. Так, Кейр Гарди (хотя и воспитывался в атеистической семье) в юности увлекся христианским учением и в дальнейшей своей деятельности считал религию неотъемлемой частью социалистического учения. «Я утверждаю, что социализм, — говорил он, — является воплощением христианства в нашей (индустриальной системе». С симпатией относился к религиозной вере активный член Филипп Сноуден. Религиозным настроениям был подвержен видный деятель СДФ Джордж Ленсбери.

Таким образом, в английских условиях атеистическая пропаганда требовала тонкого и строго дифференцированного подхода к вопросу о возможности пребывания верующего в социалистической организации. Позиция Бакса, изложенная им в ряде статей, вызвала поток писем в редакцию «Джас-тис». (К сожалению, в большинстве случаев авторы писем указывали лишь свои инициалы, и расшифровать (их при отсутствии в нашем распоряжении редакцонного архива не представляется возможным). В ‘письмах говорилось о том, что христианское учение является частью социалистического учения и что «идеал современного социализма это ожившая Иудея». Далее авторы писем предупреждали, что социалисты и так имеют много врагов и, если они отвергнут учение Христа и его последователей, то они никогда не добьются успеха в устройстве того общественного порядка, ‘к которому стремятся.

Не согласны с Баксом были и другие участники дискуссии. Так, П. А. Чабб писал: «Я не вижу причин, по которым любой социалист… не может выбрать себе учителем Иисуса Христа и называться христианином только потому, что у нас есть другие социалисты, выбравшие своим «учителем» Шелли и радующиеся названию шеллистов». Этого же мнения придерживалась и основной оппонент Бакса по дискуссии А. Безант. Будучи убежденной атеисткой и активной деятельницей секуляристского движения, она тем не менее считала.