Отлучение тянущихся

И по ее мнению, если кто-то думает, что религия вредна, он может подвергать ее критике, но он не должен отождествлять социализм с крестовым походом против нее. «Делать так, это значит замедлять прогресс дела социализма и действовать неблагородно по отношению к своим товарищам по социализму, которые склоняются к теологической вере».

Отлучение тянущихся к социализму рабочих от социалистического движения на том основании, что они сохраняют те или иные религиозные верования, было особенно недопустимо в обстановке 80-х годов XIX века, когда пропаганда атеизма со стороны радикалов объективно способствовала разделению рабочего класса в зависимости от наличия или отсутствия религиозных убеждений. Поддержка социалистами общедемократического лозунга свободы совести была, разумеется, вполне оправданна, но это не означало, что этот вопрос можно было превращать в препятствие для единства социалистических сил.

Задачи повседневной практической работы требовали вовлечения массы верующих рабочих в борьбу за социализм. И в этой борьбе атеисты и христиане должны были идти рядом. Таково было мнение «Джастис», хотя в ее статьях «Церковь и народ» категорически заявлялось, что социалисты не имеют ничего общего с теологией, так как церковь и клерикализм всегда выступали против народа и являлись его врагами. Подчеркивая то огромное влияние, которое церковь оказывает на общественную жизнь людей, редакция «Джастис» указывала на необходимость противодействия влиянию лидеров церкви, во-первых, привлечением на сторону социализма рядовых служителей церкви и, во-вторых, проведением атеистической пропаганды среди верующих рабочих. «Мы без труда можем доказать тем мужчинам и женщинам, которые находятся под клерикальным влиянием, истинность (социализма и величие нашего дела, не касаясь при этом вопроса религиозной веры».